«

»

Июл 09 2018

Распечатать Запись

Вода шутить не любит

В настоящее время немало рыбацкого народу ловит рыбу с лодок — на спиннинг или другие снасти. Но 99% рыболовов-лодочников нарушают все мыслимые и немыслимые правила поведения на воде, что зачастую приводит к очень печальным последствиям. Спасательных жилетов — самого элементарного — на большинстве рыболовов не наблюдается. Выходя на рыбалку, они забывают обо всем, кроме своего любимого увлечения. Забывают, в том числе, и о том, что любой водоем — это чуждая и опасная для человека среда. Может, потому что они сами никогда не тонули или не были в трудной ситуации. Или им просто про эти опасности никто не рассказывал. И нет у них представления о том, как себя надо вести на воде и что необходимо с собой иметь в лодке. Однако элементарные правила поведения на воде обязаны выполнять все.

Спасательный жилет

Спасжилет необходим и обязателен для любого в лодке — все об этом знают, но мало кто его одевает: спасжилет сковывает движения, мешает ловить рыбу и грести, а иногда в нем попросту жарко. А осенью и зимой проблема усугубляется — ведь на рыболове надето столько теплой объемной одежды плюс тяжелая обувь, что при намокании всего этого ни один обычный спасжилет уже на воде не удержит, и тогда необходим уже «осенний» жилет — в два раза большего объема. Тем не менее, всем, находящимся на борту, необходимо иметь спасжилеты надетыми на себя, а не лежащими в лодке и заваленными другими вещами.

Нож, спички, телефон

На поясе каждого рыболова должен висеть острый нож в чехле, он поможет в критических ситуациях — например, при запутывании в сетях или веревках после падения в воду. В карманах спасжилета рыболова в непромокаемых пакетах (или гермо-мешках) должны находиться спички, заряженные телефоны или рации. При длительных передвижениях по воде о маршруте и сроках возвращения обязательно сообщить людям, оставшимся на берегу.

При движении надо крепко держаться за лодку

Всегда при движении лодки под мотором, особенно с большими скоростями, необходимо хорошо упереться ногами в борта, а свободной рукой крепко держаться за лодку, чтобы в случае, не дай бог, какого-либо столкновения или резкого маневра не выпасть из лодки или, ударившись о лодку, не получить травму. Особенно это стало актуальным в последнее время, когда даже многие надувные лодки из ПВХ передвигаются по воде со скоростями порядка 35–50 км/час. Можно представить себе, чем заканчивается удар дейдвуда — «ноги» мотора на такой скорости о подводный топляк или браконьерскую сеть. Водитель на лодке с транцевым или рулевым управлением должен обязательно надевать на запястье специальный аварийный шнурок, соединенный с кнопкой экстренного выключения мотора. Если вы выпали за борт, то чека-шнурок на руке выключает мотор, и, во-первых, вас не покалечит работающим винтом, а, во-вторых, лодка не уезжает от вас, а плывет по течению рядом и, чтобы добраться до нее, среднему пловцу необходимо сделать, как правило, лишь десяток хороших гребков.

Действия при возникшем препятствии

При движении по быстрой реке, будь то на гребной лодке или на катере с мотором, необходимо четко представлять свои действия при внезапно возникшем препятствии. Например, лодка спускается вниз по течению, выходит из-за поворота, а река полностью перегорожена упавшим деревом или завалом. Большой ошибкой в такой ситуации будет попытка погасить скорость лодки и выполнение так называемого «заднего траверса». Ошибка в том, что невозможно быстро погасить скорость, т. к. лодка обладает очень большой кинетической энергией. Ваша задача — не гасить эту скорость, а изменить направление, т. е. необходимо на одном месте развернуть лодку на ходу почти на 180 градусов, поставить острый угол траверса и заставить посудину врезаться в берег носом против течения. При этом один из гребцов продолжает работать веслами (или поддерживает скорость мотором), а передний пулей выпрыгивает на сушу и держит лодку за нос, вытаскивая ее как можно дальше. Точно так же все обстоит и на моторной лодке в большой воде. Если что-то возникло неожиданно перед судном — бакен, корабль, каменная коса и т. п., скорость погасить и включить заднюю передачу мгновенно не удастся, поэтому необходимо сделать резкий маневр, чтобы отвести нос судна в сторону. В этом случае удар о препятствие будет уже не лобовой, а по касательной, что гораздо безопаснее. При этом позаботьтесь, чтобы ваши друзья не вывалились за борт, крикнув им, чтобы они упали на дно лодки и крепко держались руками.

Всякому рыбаку должны быть хорошо понятны его действия при перевороте лодки или ее наполнении водой. Первый и основной совет: для начала постараться, чтобы при перевороте лодка не накрыла вас сверху и не ударила по голове. Для этого необходимо в такие критические моменты держать прямые руки поднятыми над головой. Затем следует схватиться за лодку, а если есть возможность — и залезть на нее. Конечно, предпочтительнее в такой ситуации выглядят надувные лодки — многие дюралюминиевые лодки по разным причинам не обладают достаточной плавучестью и в качестве объекта для спасения рыбаков при перевороте или наполнении лодки водой рассматриваться не могут. На металлической лодке надо обязательно иметь спасательные круги — по одному на человека: при выходе лодки из строя или ее затоплении они позволят выжить.

При падении в воду, когда трудно ухватиться за лодку или использовать ее в качестве средства спасения, необходимо в первую очередь снять с себя обувь и тяжелую одежду — и только после этого плыть к берегу.

Нельзя на воде употреблять крепкие алкогольные напитки — ведь пьяному и море по колено. Снижается чувство опасности, человек становится чересчур смелым и безответственным. Запрещено ловить рыбу с лодок и вообще плавать на маломерных судах ночью. Но если сложилась такая ситуация и все же надо плыть по воде в темноте на свой страх и риск, то  при отсутствии фонаря постоянно зажигая спички или зажигалки, голосом подавая знаки, чтобы привлечь внимание людей, которые тоже могут оказаться на воде. Но лучше для таких ночных экстремальных ситуаций иметь на лодке два фонаря: один — для освещения лодки, а другой — мощный, типа прожектора, для освещения пути. В карманах всегда должны лежать маленькие налобные фонарики, которые в темноте надо сразу включить. Но безопаснее все же не плыть в темноте, а причалить к берегу, развести костер и дождаться утра.

Якорь должен находиться в кокпите

Понятно, что постоянно переносить его с носа лодки в кокпит — долго и грязно. Постоянный подъем якоря при переезде с одной точки на другую выматывает, особенно когда рыбачишь от рассвета до заката. Трагический случай произошел в прошлом году с рыбаками на одной из туристических баз. Их лодку нашли напротив базы на большой реке на очень мощной струе. Она стояла на якоре, 30-сильный мотор работал, в лодке никого не было. До конца не ясно, что именно случилось на воде, но события можно попытаться реконструировать. Стемнело, замерзшие ребята торопились на базу к теплу и горячей еде. Тяжелый якорь, вероятно, лежал на носу лодки. Это общепринятая и очень опасная практика — оставлять там якорь.  При подходе к базе в этом месте на реке приходится пересекать очень сильную струю, и, по-видимому, лодка на большой скорости в темноте врезалась в нее. Лодку бросило в сторону, якорь с носа мог выпасть в этот момент, а мог и в следующий, когда рулевой попытался резко выправить прежний курс. Лодка продолжала двигаться с прежней, высокой скоростью (и ребята, скорее всего, даже не заметили, что якоря на лодке уже нет) до тех пор, пока не вымоталась вся веревка — и якорь не зацепился за грунт. В результате этого мгновенного торможения, которое можно сравнить с врезанием в препятствие, сперва люди могли удариться о какие-либо металлические части лодки, а затем их со скоростью, равной скорости лодки на тот момент, выбросило в ночную холодную воду. Ситуацию в огромной степени могли бы изменить спасжилеты — они бы самортизировали удар тел о лодку и спасли бы потом в воде. Но спасжилеты остались лежать в лодке, а чека-шнурок для мгновенной остановки двигателя не была надета на руку, иначе мотор бы заглох.

Нельзя плавать в шторм

В начале августа 2017 года в шторм во время грозы переправляясь на лодке с мотором «Казанка» через р. Северная Двина из п. Карговино в д. Морж утонул мужчина. В сильное волнение и плохую видимость он решил перебраться на противоположный берег, хотя единственным правильным решением было бы переждать шторм. Итог печален: после окончания шторма в результате поиска лодку нашли, а человека — нет.

В мае этого года, точно в такую же ситуацию — в сильный ветер и высокую волну — попали 9 человек туристов на резиновых лодках на острове Калкурский реки Северная Двина, переехали они на остров еще в хороших погодных условиях. Покинуть остров самостоятельно без риска для жизни молодые люди на могли. Они  поняли, какая им грозит опасность, и позвонили по мобильной связи в службу спасения. В результате живых и здоровых их снял с острова.

В сильный ветер и большое волнение, если по неведомым срочным причинам принимается решение плыть, двигаться следует вдоль береговой линии с минимальной скоростью и как можно ближе к суше.

Главное — нельзя пренебрежительно и панибратски относиться к чуждой нам, людям, жидкой среде обитания. Помните: вода шутить не любит!

 

Отдел по защите населения и территории от

чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны

 

Постоянная ссылка на это сообщение: http://info-bereznik.ru/2018/07/%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%b0-%d1%88%d1%83%d1%82%d0%b8%d1%82%d1%8c-%d0%bd%d0%b5-%d0%bb%d1%8e%d0%b1%d0%b8%d1%82/